Введение

Описание выбранного подхода к организации документа стратегии

Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года разработана в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, иных документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. [2]

Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года определяет цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития Камчатского края в долгосрочной перспективе.

Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года содержит:

- оценку достигнутых целей и комплексных проблем социально-экономического развития Камчатского края;

- цели социально-экономического развития Камчатского края и показатели их достижения;

- основные направления достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Камчатского края;

- задачи, решение которых обеспечивает достижение долгосрочных целей Стратегии;

- сроки и этапы реализации Стратегии;

- ожидаемые результаты реализации Стратегии;

- оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

- план мероприятий по реализации Стратегии на среднесрочный период;

- иные положения, определенные Правительством Камчатского края.

Стратегия СЭР Камчатского края до 2025 года разработана с учетом направлений социально-экономического развития муниципальных образований Камчатского края.

Стратегия СЭР Камчатского края до 2025 года служит основой для разработки Программы социально-экономического развития Камчатского края на 2009 – 2013 годы и на период до 2025 года, целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Камчатского края, схемы территориального планирования Камчатского края, основных направлений деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Камчатского края.

Методологическая платформа разработки Стратегии основана на принципах Теории систем, что подразумевает использование системного подхода при анализе региона и планировании его развития. Соответственно, разработка Стратегии Камчатского края, подразумевает формирование технологии достижения системы целей его развития. [3]

Система целей, в совокупности, должна описывать «желаемое» будущее состояние региона в виде основных его функциональных характеристик. Основа для получения «желаемых» характеристик – экспертные оценки.

Стратегическая миссия региона является краткой формулировкой обобщенного образа его желаемого будущего позиционирования. Представление о миссии региона формируется как итог совмещения экспертных оценок его текущего состояния, состояния макросреды, истории и тенденций их развития, а также ключевых граничных и вмененных условий. Формулирование миссии не является обязательным элементом стратегического планирования, но полезно в силу образности и выполнения функции аналогичной макету или модели, которые создают для облегчения восприятия самого объекта.

Общее смысловое выражение в миссии будущего системного образа Камчатского края формализуется в системе целей стратегического развития региона и получает конкретное видение их достижения посредством решения стратегических задач и соответствующих этим задачам проектов.

Общая информация

Камчатский край – субъект Российской Федерации, который был образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Камчатский край расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Территория края составляет 464,3 тыс. кв. км. Относительно территории всей Российской Федерации территория края составляет 2,8%. С севера на юг край простирается почти на 1600 км. Расстояние от Петропавловска-Камчатского до Москвы 11 876 км (9 часовых поясов). Территория края омывается Тихим океаном, Охотским и Беринговым морем. Сухопутная граница имеется с Чукотским автономным округом и Магаданской областью. На юге Первый Курильский пролив отделяет полуостров Камчатка от острова Шумшу Сахалинской области. Западные морские границы отделяют полуостров Камчатка от Хабаровского края и Магаданской области. В пределах Берингова моря и Тихого океана проходит Государственная граница Российской Федерации.

Для Камчатки характерно чрезвычайное разнообразие и заметное изменение климата и погод не только в направлении с запада на восток и по широте, но и по мере удаления от побережья, а также в зависимости от высотных отметок местности.

Западной половине полуострова, обращенной к холодному Охотскому морю, свойственен более суровый климат, чем восточной, на которую оказывает отепляющее воздействие Тихий океан. Восточная часть полуострова характеризуется высокой сейсмичностью, изобилием океанических тайфунов, большим количеством осадков.

Для города Петропавловск-Камчатский, который расположен у подножия действующих вулканов, характерны следующие показатели: среднемесячные температуры воздуха в январе – 9оС, в июле + 11оС; количество атмосферных осадков – до 1400 мм/год; сейсмичность – девять баллов.

Наиболее оптимальным районом, в климатическом отношении, является Центрально-Камчатская депрессия (долина реки Камчатки), для которой характерен климат зоны хвойных лесов и напоминает континентальные районы Сибири. Но здесь значительно выше температурный фон зимы: повторяемость морозных погод не более 20%, наблюдаются даже оттепели. Средняя температура января – 22оС. Период же с безморозной погодой длиннее, чем во многих регионах Сибири, он длится с конца апреля до конца октября, а период с температурой выше + 10оС составляет 92 дня (температурный максимум + 34оС). Годовая сумма осадков составляет 600-800 мм, за теплый период здесь выпадает 200 мм. Отсутствие прямого влияния океана и ослабление сейсмической и вулканической активности, теплое лето и сравнительно мягкая зима делают Центральную Камчатку наиболее благоприятным для проживания районом северо-восточной части России.

Административный центр Камчатского края – г. Петропавловск-Камчатский. Города края – Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск. Муниципальные районы: Алеутский район, Быстринский район, Елизовский район, Мильковский район, Соболевский район, Усть-Большерецкий район, Усть-Камчатский район, Карагинский район, Олюторский район, Пенжинский район, Тигильский район (включая поселок городского типа Палана).

Численность постоянного населения Камчатского края по состоянию на 1 января 2009 года составляла 343,5 тыс. человек, средняя плотность населения – 0,7 чел./кв. км.

Рисунок 1. Камчатский край.

Миссия Камчатского края

Находясь на крайнем востоке континента, значительном удалении от столиц, а значит административных и властных структур государства, дальневосточные территории всегда имели для России свою безусловную значимость и ценность. Еще генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев (1809-1881 гг.) доказывал Николаю I, что нерешительная и робкая политика России на Дальнем Востоке приведет страну к большим потерям и скомпрометирует в глазах Китая и европейских держав. Ответом Муравьеву послужила известная фраза Николая I: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». Что в свое время дало сильнейший толчок к освоению тихоокеанских территорий. 2 декабря 1849г. Николай I подписал указ о преобразовании Петропавловска-Камчатского в главный русский порт на Тихом океане (вместо Охотска) и образовании Камчатского края.

С этого момента Камчатка встраивалась Россией в единую экономическую систему, наиболее полно развернувшуюся в период СССР.

Камчатка, как субъект дальневосточных территорий, была органично вписана в программу комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района в рамках цели создания на Дальнем Востоке высоко эффективного территориально-производственного комплекса (рыбопромыслового), располагающего собственной крупной ресурсной и научно-производственной базой, оптимальной структурой экономики, развитой социальной сферой. Все это, а также включенность области в систему общесоюзного и международного разделения труда, позволило повысить роль региона в народнохозяйственном комплексе страны.

Радикальные общественно-политические изменения в России и мире, активные и нарастающие процессы глобализации, климатические изменения, новая техника и технологии коммуникаций, многие иные факторы сформировали новые условия, в которых развивается регион.

Формирование/выявление стратегических перспектив развития, основанных на конкурентоспособности территории, включая историю становления края, позволяет предложить следующую миссию региона:

Камчатский край – форпост безопасности и опорная точка для выражения экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе вообще и в северной части Тихого океана в частности.

Миссия Камчатского края задает определенное видение стратегических перспектив его развития.

Новые условия развития – всегда новые, требующие стратегического решения проблемы для общества и экономики.

2. Основы разработки документов государственного стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации заданы Федеральным законом Российской Федерации (проект) «О государственном стратегическом планировании», см.: ч.3, гл.5, ст.21.; гл.9, ст.35 и др.

3. «Кто не знает гавани, к которой он хочет плыть, тому и ветер не благоприятствует» (Сократ).

Содержание

Все статьи