1.1.2. Камчатский край в контексте общестранового тренда развития территорий

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов (Прогноз), представленный Министерством экономического развития РФ в 2008 году, задает ряд направлений и явных ограничений в системе стратегического планирования развития регионов России. Заданные им ориентиры учитываются в прогнозной части Стратегии Камчатского края.

Следуя данному документу, экономический подъем в последние предкризисные годы сопровождался усилением межрегиональной дифференциации, как по уровню жизни населения, так и экономического развития. Устойчивой тенденцией является растущая концентрация экономики России в сильнейших регионах, на которые уже приходится треть общероссийского валового регионального продукта (ВРП). Доля десяти ведущих субъектов Российской Федерации в экономике страны возросла до 54%. При этом в ряде регионов наметилось относительное ухудшение экономической ситуации. Особенно оно заметно в регионах Дальневосточного федерального округа, в котором отставание по темпам роста дополняется оттоком населения.

Идентификация позиционирования региона и основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом Камчатского края возможна на основе сравнительного анализа его социально-экономического положения.

Представленная на Рисунке 23 «пузырьковая» диаграмма наглядно демонстрирует уровень развития различных регионов России. Центр каждого «пузырька» – региона показывает: по оси «Х» – с каким средним за пять лет (с 2002г. до 2007г.) темпом росла экономика региона; по оси «Y» – какова эффективность экономической деятельности в регионе (объем валового продукта приходящийся на одного человека); а диаметр «пузырька» демонстрирует «силу» региональной экономики – ее валовой продукт. Перекрестье красных линий на диаграмме показывает средние для России значения сравниваемых показателей.

Рисунок 23. Сравнительная оценка уровня развития регионов РФ

Из данных рис. 23 можно видеть, что

Экономика Камчатского края имеет эффективность (Y) на уровне средних значений по России и существенно (в 2-3 раза) более эффективна, чем большинство сравнимых (не более чем в 2 раза отличие по ВРП) по масштабу ВРП регионов (регионы – Амурская, Калужская, Тамбовская, Магаданская области, республики Мордовия, Карелия). Обращает внимание, что все названые регионы (кроме Магаданской обл.) при соизмеримости экономического масштаба имеют кратно большее, чем на Камчатке, число жителей. Или, иначе говоря, – кратно меньшую эффективность.

Темп роста (Х) экономики Камчатского края за последние годы один из самых низких по стране (уступает только Магаданской области)

Можно предположить, что стабильно низкий темп роста на фоне высокой удельной эффективности деятельности демонстрирует серьезные проблемы Камчатского края с организацией хозяйственной деятельности, с возможностями выхода на эффективные рынки сбыта, с инвестиционными ограничениями. С учетом данных Рис.3 (в структуре ВРП доминирует рыболовство и рыбоводство) – можно предположить, что наибольшие проблемы с развитием на Камчатке имеет именно доминирующий вид деятельности.

Камчатка, как и другие регионы России с мало освоенными труднодоступными территориями и значительной внутрирегиональной дифференциацией, должна не только найти свою уникальную специализацию в общегосударственном механизме, но и с учетом этой специализации формировать свою особую и конкурентоспособную экономическую систему, опирающуюся на свой особый механизм ее формирования.

Одним из системных факторов социально-экономической дифференциации регионов России является демографический – прежде всего, изменение численности и качественного состава населения. В соответствии с Прогнозом в среднесрочной перспективе только 6-7 процентов регионов сохранят естественный прирост населения.

Камчатский край уже сейчас имеет существенные трудности в кадровом обеспечении даже той деятельности, которая доминирует в формировании валового регионального продукта (ВРП) и является традиционной специализацией региона – лов и переработка рыбы. Без радикального изменения ситуации кадровая проблема может принять катастрофический характер.

Другой системный фактор межрегиональной дифференциации, отраженный в Прогнозе – пространственные дисбалансы в развитии инфраструктуры.
- слабое развитие транспортной инфраструктуры в восточной части страны, в том числе, связывающей восточные регионы между собой, отсутствие выхода в опорную транспортную сеть страны (отсутствие железнодорожного сообщения с крупными городами северо-востока страны);
- недостаточное развитие сети морских портов, способных обеспечить полноценную интеграцию российской в мировую экономику;
- практическое отсутствие в регионах крупных аэропортов-хабов и неразвитость сети региональных аэропортов;
- недостаточная пропускная способность и невысокое качество автомобильных дорог;
- отсутствие современных пограничных переходов, обеспечивающих полноценное экономическое взаимодействие приграничных территорий.

Названые проблемные позиции справедливы и критичны непосредственно для Камчатки. Очевидно, что предложение решения этих проблем в региональной стратегии будет соответствовать государственным интересам.

Приоритетный долгосрочный сценарий пространственного развития России в Прогнозе связан с инновационным сценарием, для реализации которого принципиально важно решить такую задачу, как повышение уровня территориальной мобильности населения и бизнеса.

Реализация данной задачи связана, прежде всего, с развитием транспортной и необходимой социальной инфраструктуры (прежде всего накоплением жилого фонда, повышением гибкости его распределения и перераспределения). Развитие транспортной инфраструктуры, в соответствие с Прогнозом, будет осуществляться на основе крупных транзитных (портовых) узлов, а также авиационных и железнодорожных узлов, в том числе с ориентацией на обслуживание транзитных потоков и стыковку внутрирегиональных транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами. Развитие транзитно-портовых узлов будет предусматривать:
- специализацию морских портов и создание на их базе транспортно-логистических комплексов, интегрированных в единую транспортную систему с железнодорожным и автомобильным транспортом;
- развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов;
- выстраивание общей системы управления, как через тарифно-институциональную политику, так и через модернизацию системы государственного управления портовыми комплексами.

Развитие авиаперевозок будет связано с формированием сети авиационных узлов – хабов. Получит дальнейшее развитие система стыковки региональных рейсов с рейсами, определяющими основные пассажиропотоки. Сдерживающим фактором развития региональной сети авиаперевозок может сказаться отсутствие самолетов вместимостью до 20 пассажиров.

Можно видеть, что интересы и потенциальные возможности Камчатского края совпадают с назваными в Прогнозе направлениями развития и приоритетами в страны в целом. Это создает дополнительные возможности с точки зрения формирования источников обеспечения и механизмов исполнения стратегии.

далее»» 1.1.3. Геополитические и макрорегиональные вызовы, конкурентные преимущества Камчатского края

Содержание

Все статьи