1.2. Сценарии социально-экономического развития Камчатского края на долгосрочную перспективу

В любом из нижеперечисленных вариантов Стратегия социально экономического развития Камчатского края до 2025 года будет нацелена на решение задач повышения качества жизни населения, обеспечения экономической конкурентоспособности территории, создания условий эффективного использования всего комплекса ресурсов региона, содействия более полной интеграции Камчатки в российскую и мировую экономическую систему.

О сценариях развития

Опираясь на предварительно полученные экспертные данные о состоянии края и тенденции приведенного выше развития дальневосточных и северных территорий Российской Федерации, можно предложить для Камчатки соответствующую иерархию направлений социально-экономического развития, используя сценарный подход.

Инерционный сценарий

Инерционный сценарий строится преимущественно на участии Камчатского края во внешних экономических процессах, когда основные центры управления и получения прибыли остаются за пределами территории региона.

При реализации сценария инерционного развития сохранится концентрация экономической активности в Петропавловске-Камчатском при усилении поляризации между городами и остальными территориями. Сохранятся имеющиеся региональные зоны роста: в районе Авачинской губы, с выходом на территории, прилегающие к рекам и автодорогам; районные центры с ближайшими территориями; рыбодобывающие районы. Наряду с Авачинской губой наиболее высоких темпов роста сможет достичь район перспективной газодобычи на шельфе (прогноз опережающего роста ВРП 8-12%).

Данный сценарий обеспечит сопоставимые со среднероссийскими темпы экономического роста, но сохранит проблему качества роста. Будет происходить снижение темпов убыли населения, связанное в основном с закреплением некоторых категорий населений на территории региона. Усилится социальная нагрузка на бюджет из-за старения населения и слабой коммерциализации социальных услуг и ЖКХ.

В этом сценарии минимизированы управленческие риски. Однако стратегическое планирование затруднено, поскольку управленческие решения принимаются исходя из кратко- и среднесрочной конъюнктуры.

В тоже время, в регионе сохранится сопоставимо высокий уровень стоимости жизни, покупательная способность среднедушевых доходов населения будет расти недостаточными темпами и только после 2011 года превысит 2-х кратную величину прожиточного минимума, а 3-х кратная величина прожиточного минимума может быть превышена после 2020 года. Степень дифференциации показателей качества жизни населения северной и южной частей региона снизится. Незначительный прирост численности населения в крае с определенной вероятностью можно ожидать только после 2020 года.

В целом, инерционный вариант не обеспечивает достижение стратегических целей социально-экономического развития. Однако сценарий способен решить задачу по частичной модернизации промышленной базы и более активного включения Камчатки в процессы развития АТР, но это будет зависеть от активности субъектов развития этого мегарегиона.

Сценарий энерго-сырьевого развития

Сценарий ориентирован на преимущественное развитие предприятий, входящих в вертикальные корпоративные или государственные холдинги. В частности, возможно появление точки экономического роста в зоне перспективной газодобычи на шельфе, связанной с формирование нового крупного поселения и строительством предприятий по сжижению газа, обслуживанию платформ и портовой деятельности.

Сценарий энерго-сырьевого развития, в основном, характеризуется теми же региональными тенденциями, что и инерционный сценарий. Реализация в его рамках системы крупных проектов по развитию транспортной и энергетической инфраструктур придаст пространственному развитию более динамичный характер и снизит риски и издержки, связанные с энергообеспечением.

Наибольший рост будут демонстрировать следующие направления регионального развития: формирование новых связей территориально-производственной кооперации (энерго-сырьевой специализации); развитие новых зон добычи полезных ископаемых за счет активизации геолого-разведывательных работ; реализация крупных проектов перспективной газодобычи на шельфе и прилегающих территориях. Регионы Авачинской губы получат импульс опережающего развития. Темп роста ВРП региона может опережать рост ВВП России на 12-15%.

Сохранится макрорегиональная специализация региона в основных существующих направлениях морехозяйственной деятельности. Возможно усиление позиций в портовом и судоремонтном сервисах, а также агропищевом и строительных секторах региональной экономики. Наряду с развитием туризма, это приведет к росту доли услуг в экономике края.

При реализации данного сценария будет происходить умеренный, но устойчивый рост ВРП при благоприятной динамике в стране и макрорегионе. Центры прибыли, как в первом сценарии, останутся за пределами территории.

В рамках данного сценария усиливается неравномерность пространственного развития региона. Основной импульс развития получат территории Авачинской губы, куда продолжится приток населения. Повышение стандартов «качества жизни» будет связано с успешностью отдельных предприятий и будет касаться их персонала.

Социальная нагрузка на бюджет возрастет. Демографические показатели изменятся в соответствии с общероссийскими тенденциями, численность населения может стабилизироваться.

Инновационно-кластерный сценарий

Сценарий инновационного развития на основе кластерной политики характеризуется монополярностью точек роста.

Ключевым условием формирования пространственных кластеров, которые конкурентоспособны на макрорегиональных рынках, является их системная организация. Они будут строиться на базе традиционных специализаций региона (портовая деятельность, рыбодобыча и рыбопереработка, туризм) с расширением видов деятельности и применением управленческих и технологических инноваций.

Важнейшее значение при реализации данного сценария будет иметь инфраструктурное развитие и формирование городской агломерации на территориях прилегающих к городу Петропавловску-Камчатскому.

Основной упор будет связан с реализацией проектов качественно нового портового комплекса, судоремонтных производств, предприятий обслуживающих транспортные потоки всех типов, новых энергомощностей, мультимодального логистического центра и информационного узла. Не менее значимо будет создание инфраструктуры услуг: финансовых, юридических, страховых, медицинских, образовательных и инновационных.

Конфигурация пространственного развития практически не становится более разнообразной и привязана к зоне Авачинской губы сложившимися коммуникационным, портовым и производственным, энерго-сырьевым и финансовым очагами развития. Появление новых возможностей инновационного роста не повлияет радикально на пространственное развитие края. Важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городской агломерации, связанный с реализацией проектов строительства нового крупного портового комплекса, ремонтных производств, инфраструктурных предприятий, обслуживающих большие транспортные потоки, новых энергомощностей, мультимодального логистического центра и информационного узла, объектов финансовой, юридической, страховой, медицинской, образовательной и инновационной инфраструктуры.

Импульс опережающего развития получат поселения в составе агломерации в районе Авачинской губы, где будет происходить концентрация человеческого капитала и опережающий рост качества жизни, за счет реализации следующих направлений развития:

- Формирование в Петропавловске-Камчатском конкурентоспособного транспортно-логистического узла Дальнего Востока России;

- Формирование туристического кластера, управление которым, включая логистику турпотоков, находится в Петропавловске-Камчатском;

- Создание производств, обеспечивающих развитие высокотехнологичных отраслей в рыбной промышленности, на транспорте, в судостроении и ремонте, в энергетике;

- Формирование инновационной инфраструктуры, которая, в том числе, скажется на развитии современной городской среды;

- Формирование адекватной потребностям края образовательной инфраструктуры и высокого сервиса сферы культуры.

По данному сценарию темп роста ВРП региона может опережать рост ВВП России на 15-25% в прогнозном периоде.

Серьезная проблема в реализации данного сценария связана с трудностями психологической перестройки менеджмента и структуры управления регионом для преодоления инерции деятельности. Потребуются серьезные усилия для синхронизации действий всех уровней власти (включая муниципальные) и различных хозяйствующих субъектов.

Содержание

Все статьи