1.3.5. Кадровое обеспечение целевого сценария развития

Реализация предполагаемых в рамках целевого сценария развития морехозяйственного комплекса Камчатского края мероприятий будет способствовать существенному росту занятости и доходов от морской деятельности и связанных с ней видов экономической активности. При этом проектируемый кластер станет основным работодателем края, объединяя в себе компании, обеспечивающие морские перевозки, морской туристско-рекреационный бизнес, добычу и глубокую переработку ВБР, строительство, ремонт и обслуживание судов, а также прочие сопутствующие виды деятельности. Кроме того, не меньшее значение для экономики региона и страны в целом будет иметь раскрытие транзитного потенциала порта Петропавловск-Камчатский, как восточных ворот СМП и нового сервисно-логистического хаба России на Тихом океане. К 2025 году предприятия кластера обеспечат занятость свыше 130 тыс. чел., при этом лишь около 54% будут заняты непосредственно в морехозяйственном комплексе (подр. см. табл. 1), а экономические эффекты от создания кластера обеспечат более чем девятикратный рост ВРП Камчатского края (табл. 9, 10)[18].

Таблица 9. Прямая, косвенная и вызванная занятость, обеспеченная предприятиями кластера в Петропавловске-Камчатском

Показатели занятости 2015 г. 2020 г. 2025 г.
чел. % чел. % чел. %
Прямая занятость[19] , включая: 36.110 86 48.100 75 70.800 54
Морской грузовой транспорт, в т.ч. 5.410 15 12.500 26 29.100 41
мореплавание/навигация/ судоходство 1.080 20 2.130 17 4.400 15
промышленное рыболовство 2.350 43 3.500 28 3.800 13
погрузочно-разгрузочные работы (стивидоры и т.д.) 270 5 880 7 3.500 12
производственная деятельность/ переработка грузов (операторы, грузчики и т.д.) 260 5 1.130 9 3.450 12
перевозки железнодорожным транспортом - - 540 4 2.350 8
Буксировка 60 1 380 3 1.750 6
Страхование - - 370 3 1.500 5
контейнерные терминалы - - 370 3 1.450 5
балкерные терминалы 260 5 500 4 850 3
перевозки автомобильным транспортом 400 7 750 6 1.450 5
складская деятельность 220 4 490 4 1.150 4
экспедиторская деятельность 50 1 250 2 900 3
правительственные органы и учреждения 210 4 370 3 550 2
гидротехническое обеспечение 50 1 130 1 300 1
консалтинг - - 120 1 250 1
Прочие 200 4 620 5 1.450 5
Рыболовство и рыбопереработка 15.500 43 15.880 33 16.300 23
Морской пассажирский транспорт 710 2 1.440 3 3.550 5
Морской туризм 1.090 3 2.880 6 7.100 10
Судостроение и судоремонт 6.500 18 7.700 16 8.500 12
Инфраструктурное строительство 5.500 15 4.810 10 700 1
Прочие морские услуги 350 1 480 1 650 1
Сервисные неморские услуги, в т.ч. 1.050 3 2.410 5 4.900 7
услуги по проживанию 480 45 940 39 1.550 32
образование и повышение квалификации 150 15 480 20 1.200 24
операции с недвижимостью/ управление собственностью 80 7 220 9 550 11
общественное питание/ресторанный бизнес 60 6 190 8 450 9
розничная торговля 70 7 170 7 400 8
услуги пассажирского наземного/ воздушного транспорта 10 1 50 2 150 3
Прочие 200 19 360 15 600 13
Косвенная занятость[20] 5.050 12 11.540 18 44.600 34
Вызванная занятость[21] 830 2 4.480 7 15.700 12
Всего 41.990 100 64.120 100 131.100 100

Таблица 10. Эффекты в экономической и социальной сфере Камчатского края от развития кластера в Петропавловске-Камчатском к 2025 г.

Эффекты Рабочие места
(чел.)
Вклад в ВРП
(млн. руб.)
Выпуск готовой продукции
(млн. руб.)
Прямые 70.800 306.750 953.170
Косвенные 44 600 182 630 427 950
Вызванные 15 700 21 960 78 520
Всего 131 100 511 340 1 459 640

Кроме того, в связи с увеличением емкости рынка труда и необходимостью замещения работников предприятий морехозяйственного комплекса молодыми специалистами к 2025 году произойдет существенный рост потребностей преимущественно в следующих кадрах:

- инженерно-технических специальностей, в первую очередь инженеров-механиков и инженеров-судоремонтников (судокорпусник-ремонтник, слесарь-судоремонтник, трубопроводчик судовой, механик-наладчик и.т.), а также специалистов по ремонту и обслуживанию новых видов оборудования, технологий, запасных частей и материалов – на 50-55%;

- основных плавательных специальностей, включая судоводителей, механиков (механик маломерного судна, рефрижераторный механик, судовой электромеханик и т.д.), судовых радиоэлектроников – на 45-50%, а также штурманов и капитанов малого и дальнего плавания – на 15-20%;

- лоцманов – на 70-80%;

- рабочих специальностей и профессий (сварщик, электромонтер, слесарь, токарь, маляр и т.д.) – на 45-50%;

- водителей и машинистов всех категорий (от машиниста котельных установок до машиниста бульдозера) – на 30-35%

- работников сферы услуг (экскурсовод, повар, продавец, бармен-официант, парикмахер и т.д.) – на 25-30%;

- преподавателей специальных предметов и мастеров производственного обучения – на 15-20%;

- специалистов различного звена для страховой, консалтинговой, маркетинговой, экспедиторской деятельности, а также логистики – на 35-40%;

- научных работников для подготовки научно-обоснованных решений в различных видах морехозяйственной деятельности – на 5-10%.

С учетом стратегической задачи формирования в Камчатском крае новой экономики должна быть пересмотрена структура привлекаемой иностранной рабочей силы (см. также Приложение 5.). В том числе, необходимо провести расширение квотируемых категорий мигрантов, а также ввести допустимую долю по отраслям (см. также Приложение 5.). Целесообразно отдельно рассмотреть задачи в сфере привлечения иностранных работников на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы[22]. В контексте специфики и динамики регионального развития вопрос привлечения иностранной рабочей силы необходимо рассматривать в трех прогнозных периодах:

1) На подготовительном этапе и стадии запуска крупных строительных и производственных региональных проектов целесообразно брать в расчет привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа на должности советников руководителей по администрированию процесса и технологическому проектированию. Срок пребывания таких специалистов в РФ должен быть четко оговорен в контракте. За время реализации проекта на стадии подготовки и запуска региону необходимо подготовить своих специалистов, отвечающих за эксплуатацию объектов в будущем.

2) В период основного строительства (это относится к подготовительному этапу реализации производственных проектов) целесообразно определиться с необходимым количеством иностранной рабочей силы, которую потребуется привлечь на строительство и запуск объекта помимо существующего регионального трудового ресурса. В этом случае необходимо учитывать всю номенклатуру и весь график исполнения строительных работ в рамках сопутствующих проектов. И поскольку это, в первую очередь, низкооплачиваемые низкоквалифицированные специалисты, не являющиеся для региона источником высокой культуры и богатых знаний, необходимо точно определить период их пребывания в регионе. Дальнейшее их нахождение на территории субъекта Федерации может привести к социальной напряженности. В отдельных случаях, можно рассматривать в последствие привлечение отдельных из мигрантов на низкооплачиваемые локальные работы, которые не востребованы местным населением. В любом случае, вопрос об иммиграции по завершению трудового контракта на основном объекте (речь идет не гражданах РФ) придется решать отдельно в зависимости от социальной и экономической обстановки в регионе и политической ситуации в стране в целом.

3) К моменту запуска объекта регион должен подготовить полноценный штат собственных специалистов для обслуживания его в эксплуатационный период.

Решение этих задач потребует не только изменение структуры профессионального образования, но и реализацию мероприятий по профессиональной ориентации населения, в том числе учащихся школ. Эти меры Камчатским краем должны быть приняты в ближайшее время, поскольку подготовка высококвалифицированных специалистов для инновационного сектора экономики потребует до десяти лет.

Для сохранения и развития кадрового потенциала Камчатского края необходимо разработать «Программу социально-экономической поддержки молодых специалистов», целью которой было бы создание системы привлечения и закрепления в регионе молодых специалистов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, органах государственного (муниципального) управления, а также в приоритетных отраслях экономики.

Основные задачи Программы:

- закрепление и увеличение количества молодых специалистов в учреждениях образования, здравоохранения, спорта, культуры и государственного (муниципального) управления;

- привлечение специалистов для замещения вакантных педагогических, врачебных должностей и вакантных должностей специалистов в сфере;

- повышение уровня и качества жизни молодых специалистов, работающих в бюджетной сфере и органах государственного (муниципального) управления.

Основные направления Программы:

1. Содействие в улучшении жилищных условий молодых семей, на основе имеющихся нормативных и финансовых механизмов федерального уровня.

2. Создание региональной льготной системы кредитования для молодых специалистов.

3. Создание региональной льготной системы сбережения финансовых средств для молодых специалистов.

4. Создание системы региональных и муниципальных надбавок к зарплатам и социальным выплатам, молодым специалистам и их семьям в зонах опережающего экономического роста.

Для привлечения квалифицированных специалистов и трудоспособного населения на территорию региона Правительству Камчатского края необходимо:

1. Разработать систему надбавок к социальным выплатам и зарплатам работникам бюджетных организаций за проживание и работу в тяжелых природно-климатических условиях;

2. Разработать систему льготного кредитования в рамках ГЧП (в т.ч. для приобретения жилья) для приезжающих в регион квалифицированных специалистов;

3. Внести предложения (поправки) в федеральное законодательство, в рамках законодательной инициативы, об установлении для жителей Камчатского края специального режима страхования жизни и собственности в зонах повышенной сейсмической и вулканической опасности, а также об увеличении северных надбавок для всей территории Камчатского края.

18. Ориентировочно определены по аналогии с российскими и зарубежными портами сходной и смежной специализации.

19. Занятость, обеспеченная непосредственно работодателями-участниками кластера.

20. Занятость в прочих компаниях, которая поддержана расходами участников кластера.

21. Занятость, обеспеченная расходами людей, нанятых косвенно или непосредственно.

22. Стратегический документ, определяющий цели, задачи и направления миграционной политики в Российской Федерации, до настоящего времени не утвержден.

далее»» 1.3.6. Пространственное развитие Камчатского края

Содержание

Все статьи