2.10. Актуальные комплексные задачи развития морской деятельности в Камчатском крае

Необходимость преодоления выявленных ключевых проблем или закрепления и усиления, благоприятных развитию морской деятельности Камчатского края перспектив происходит путем выделения и поэтапного решения актуальных комплексных долгосрочных задач.

Во внутриполитической сфере одной из первоочередных задач становится повышение эффективности, результативности и качества государственного управления развитием морской деятельности Камчатского края. При этом необходимо обеспечить переход от ведомственного к комплексному развитию морепользования на основе кластерного подхода, включая обеспечение взаимосвязи стратегических положений (Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года) с содержанием программных решений, разрабатываемых и корректируемых в процессе программно-целевого планирования регионального социально-экономического развития (Программа социально-экономического развития Камчатского края на 2009-2013 гг. и на период до 2025 года, а также федеральные и региональные целевые, ведомственные программы, государственные программы, национальные проекты и т.п.). Внедрению комплексного подхода будет способствовать усиление координирующей роли Совета по морской деятельности в Камчатском крае (пре-кластерной структуры) в системе государственного управления развитием региональной морской деятельности. Также для преодоления существующих проблем необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование инвестиционной политики в морской деятельности в направлении повышения ее эффективности, результативности, прозрачности расходования средств регионального бюджета и понятности всем заинтересованным субъектам. Во многом этот процесс будет зависеть от результативности мероприятий, направленных на снижение уровня криминализации морской деятельности и коррумпированности сфер администрирования, организации, контроля и надзора.

Среди актуальных задач в информационно-психологической сфере необходимо особо выделить две из них, которые отличаются высокой степенью взаимозависимости – это повышение заинтересованности общества к развитию морской деятельности и степени его вовлеченности в морепользование, а также усиление психологической мотивации к участию в морской деятельности среди различных слоев общества в Камчатском крае.

К числу долгосрочных задач в экономической сфере можно отнести устранение инфраструктурных ограничений комплексному развитию морской деятельности и социально-экономическому росту Камчатского края. Ее решение непосредственно зависит от рационализации и интенсификации использования пространств и ресурсов Мирового океана; повышения эффективности и дальнейшего развития систем обеспечения морской деятельности, а также диверсификации отраслевой структуры и комплексного развития региональных морехозяйственных кластеров (биоресурсного, туристско-рекреационного, кластера новой энергетики), включая береговую инфраструктуру и обеспечивающие производства. В этой сфере необходимо также предусмотреть внедрение эффективных форм пространственного развития морского потенциала Камчатского края, включая методологию Комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) и концепцию экосистемного менеджмента («большие морские экосистемы» – БМЭ), приближение методов управления морской деятельностью к специфике ее видов и природно-климатическим особенностям размещения морехозяйственного потенциала. Немаловажным стимулом для развития этой сферы морской деятельности станет обеспечение качественного роста регионального морепромышленного комплекса (кластера) и конкурентоспособности его продукции и услуг.

В социальной сфере особую актуальность приобретают постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста в Камчатском крае в интересах обеспечения регионального морехозяйственного комплекса качественными трудовыми ресурсами. В дополнение к этой задаче необходимо предусмотреть механизмы повышения уровня благосостояния населения и качества жизни. С целью удовлетворения кадровых потребностей морской деятельности целесообразно осуществить приведение структуры миграционных потоков в соответствие социально-экономическими потребностями Камчатского края в целях развития его морехозяйственного комплекса, а также обеспечить совершенствование системы подготовки и сохранения кадров для морской деятельности региона.

К числу первоочередных установок морехозяйственного блока Стратегии в международной сфере можно отнести широкое вовлечение Камчатского края в международное и межрегиональное сотрудничество в морской деятельности, при одновременном обеспечении его активного участия в международных морских глобальных, региональных и субрегиональных организациях.

Развитие методологии и современных средств для комплексных исследований природы Мирового океана, возобновление экспедиционной деятельности в ключевых его районах, особенно высокоширотных (Арктика), в том числе с целью предупреждения опасных последствий и постоянного мониторинга природных и антропогенных явлений глобального и регионального масштаба становится одной из самых актуальных долгосрочных задач в научной сфере. Однако помимо ее решения необходимо также способствовать становлению современной системы стратегического прогнозирования и научно-прогностического обеспечения морской деятельности Камчатского края, а также региональной инновационной системы в морехозяйственном комплексе.

На первое место среди прочих стратегических приоритетов в экологической сфере выходит разработка и реализация мер, направленных на сохранение природной среды Мирового океана и внутренних морских вод Российской Федерации с учетом согласования конфликтогенных интересов между отдельными видами морской деятельности. А в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий в Мировом океане повышение уровня готовности региональных органов исполнительной власти и общества к тем из них, которые связаны с Мировым океаном.

Направления и способы решения ключевых стратегических задач, система критериев, интегральных целевых показателей и индикаторов реализации морехозяйственного блока Стратегии по временным горизонтам, а также организация его мониторинга представлена в приложении 4.

Содержание

Все статьи