2.4. Приоритеты и этапы

Стратегические приоритеты развития морской деятельности диктуют необходимость проведения региональной морехозяйственной политики Камчатского края в три этапа (см. Рисунок 40). На первом (до 2015 г.) наивысший приоритет отдается наращиванию и качественному совершенствованию морского потенциала в интересах обеспечения базовых потребностей региона, а также диверсификации морской деятельности и приданию ей инновационных импульсов. На втором (до 2020 г.) – переходу на инновационную траекторию устойчивого развития регионального морехозяйственного комплекса и превращению морепользования в основной фактор социально-экономического роста Камчатского края. На третьем (до 2025 г.) – активизации субрегионального и международного сотрудничества в области морской деятельности с целью формирования общего социального и экономического пространства с прилежащими регионами и гармоничного и диверсифицированного вхождения в общероссийскую и глобальную систему разделения труда. Согласно выделенным приоритетам, устанавливается иерархия среди актуальных комплексных задач, ранжируются способы их решения по временным горизонтам в условиях ограниченности ресурсов и принципиальной невозможности одновременно направить их на преодоление всех ключевых проблем.

Достижение цели морехозяйственного блока Стратегии намечается осуществлять поэтапно путем непрерывного и комплексного повышения функциональной эффективности, поддержания внутрирегионального баланса и обеспечения глобальной конкурентоспособности морской деятельности. Вплоть до отдаленной перспективы перманентно и последовательно должно происходить:

(а) совершенствование эффективности и качества регулирования морской деятельности Камчатского края;

(б) повышение инвестиционной привлекательности и совершенствование инновационных механизмов организации морепользования, включая внедрение и диффузию технологических, организационных и институциональных нововведений, укрепление армирующих морехозяйственный блок Стратегии межрегиональных и международных связей, диверсификацию источников финансирования системообразующих комплексных инвестиционных морехозяйственных проектов и т.д.;

(в) повышение социальной мотивации к развитию морской деятельности и участию в морепользовании, с перспективой гармонизации к 2025 году отношений субъектов региональной морехозяйственной политики: власти, общества, науки и бизнеса.

Рис. 40. Принципиальная модель определения стратегических приоритетов в развитии морской деятельности Камчатского края и регионального морехозяйственного комплекса.

Рис. 40. Принципиальная модель определения стратегических приоритетов в развитии морской деятельности Камчатского края и регионального морехозяйственного комплекса

Соответственно, задачи, выделяемые во внутриполитической сфере государственного управления, а также сферах социальной психологии и экономики, имеют для морской деятельности Камчатского края системообразующий характер, формируя межуровневые взаимодействия. Они в обязательном порядке должны решаться на всех этапах.

Базовая целевая установка, которой отдается наивысший приоритет, особенно на первом этапе реализации морехозяйственного блока Стратегии, – повышение роли и эффективности морской деятельности в комплексном обеспечении базовых потребностей региона, модернизация и наращивание морского потенциала Камчатского края. При ее достижении поддерживается безопасность во всех сферах жизнедеятельности, а также в стратегических секторах и инфраструктурах (транспортная, продовольственная, энергетическая, экологическая и т.д.) регионального морехозяйственного комплекса. Они определяются (а в последующем – уточняются и дополняются) с учетом специфики экономики края и перспективных направлений ее развития в тесной увязке с Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, региональными стратегическими и концептуальными документами. Особое внимание уделяется тем из инфраструктур и секторов, которые находятся в кризисном состоянии. Одновременно решаются первоочередные текущие (тактические) задачи социально-экономического развития Камчатского края с опорой на морскую деятельность, снятия нормативных и правовых, а также инфраструктурных ограничений росту, интенсификации международного сотрудничества.

При соответствии реальных параметров, характеризующих состояние и развитие региональной морской деятельности, минимальным пороговым значениям выбранного в морехозяйственном блоке Стратегии диапазона индикаторов начинается смещение центра тяжести организационных усилий в направлении второго этапа – повышение роли и эффективности морской деятельности в придании высоких темпов устойчивому социально-экономическому развитию Камчатского края в тесной увязке с целевыми установками Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей на период до 2025 года, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и другими решениями социально-экономического характера федерального и регионального уровней.

При достижении приемлемых темпов этого показателя становится возможным перейти к третьему этапу – повышению роли и эффективности морской деятельности в интенсификации международного и субрегионального сотрудничества Камчатского края с учетом основных положений Концепции внешней политики Российской Федерации, Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию. Таким образом, морехозяйственный блок Стратегии органично вписывается в систему общероссийских и региональных стратегических (доктринальных, концептуальных и программных) решений прогностического характера.

Поскольку в современных условиях социально-экономическая динамика определяется в большей степени характером участия региона в меж- и субрегиональных, а также глобальных экономических процессах, чем мобилизацией собственного (эндогенного) потенциала, то ориентировочно в середине второго этапа происходит смещение от преимущественного использования внутренних ресурсов морехозяйственного комплекса Камчатского края к ориентации на внешние факторы, способствующие его саморазвитию. В среднесрочной перспективе именно на внешних условиях (а также на адекватности им внутренних реалий) сосредотачивается основное внимание. Именно поэтому до середины второго этапа реализация морехозяйственного блока Стратегии предполагает политику импортозамещения, разумный протекционизм в мягкой форме для конкурентоспособных видов морской деятельности, стимулирование внутреннего спроса на товары и услуги регионального морехозяйственного комплекса (в том числе и в интересах преодоления негативных последствий глобального финансового и экономического кризиса), что будет способствовать наращиванию внутреннего потенциала ради ускоренного развития регионального морехозяйственного комплекса. А после – проведение его реальной структурной модернизации, взаимное (и взаимовыгодное) с другими субрегиональными морскими державами и прибрежными государствами открытие внутренних рынков для услуг и продукции (особенно перерабатывающих, высокотехнологических морепромышленных производств), поощрение внешней конкуренции и экспансионистский внешнеэкономический курс в русле общегосударственной политики. Предпосылки подобной трансформации закладываются на первых этапах реализации морехозяйственного блока Стратегии, а непосредственное осуществление – на последующих. На протяжении всего периода необходимо осуществить три плавных перехода между этапами, связанных с устранением нормативно-правовых и инфраструктурных ограничений росту (для первого и второго межуровневых переходов), а также инновационно-технологических – его качеству (для третьего).

далее»» 2.5. Принципы

Содержание

Все статьи