2.9. Система приоритетных направлений развития в рамках выбранного целевого сценария, а также первоочередных комплексных инвестиционных предложений и проектов

Во избежание стагнации социально-экономического развития Камчатского края в русле инерционного сценария необходим комплексный подход, поскольку общеизвестно, что стратегии развития предполагают сценарную проработку вариантов решения ключевых социально-экономических проблем и в общем случае содержат взаимосвязанные между собой во избежание проявлений потенциальных конфликтов положения. Так, например, для регионального морехозяйственного комплекса, как органичной составной части региональной экономики, к числу последних можно отнести:

• типовую программу комплексного развития приморских территорий Камчатского края (с использованием элементов КУПЗ) и внедрения особых экономических зон, ее адаптацию к специфике отдельных районов с целью включения полученных программ в инвестиционные пакеты (программы) и/или кредитные портфели государственных институтов развития (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Инвестиционный фонд Российской Федерации, Венчурный фонд Российской Федерации (ОАО «Российская венчурная компания»), ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» и т.д.);

• кластеризацию морехозяйственного пространства Камчатского края с выявлением сложившихся и перспективных межрегиональных комплексов, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности и достаточным потенциалом к саморазвитию в силу существующих или возможных социально-экономических связей, а также выделение перспективных морехозяйственных кластеров и разработку программ их развития;

• концепции комплексных региональных и макрорегиональных программ опережающего развития базовых элементов транспортной и промышленной инфраструктуры в интересах устойчивого социально-экономического роста Камчатского края в увязке с его стратегическими приоритетами;

• планы развития транспортно-портовой инфраструктуры, направленные на создание территориально-производственных комплексов (кластеров) с приемлемой для них специализацией, как минимум, осуществляющих первичную переработку проходящих через них грузопотоков;

• программы внедрения в существующие региональные транспортные системы Камчатского края высокоскоростных экологически совместимых судов многоцелевого назначения скегового типа на воздушной подушке или использующих экранный эффект (ЭП), обеспечивающих круглогодичную навигацию на акваториях с суровыми климатическими условиями, для оказания современных конкурентоспособных услуг на морском транспорте и обеспечения экологической безопасности;

• разработку новых транспортных схем с применением такого флота для осуществления Северного завоза, транспортного сообщения по крупным рекам с отдаленными труднодоступными населенными пунктами, обеспечения потребностей разведки и разработки углеводородных месторождений на континентальном шельфе, оперативного оказания помощи в антропогенных авариях и природных катастрофах;

• комплекс мер по предупреждению последствий неадекватного управления водными биоресурсами, возобновлению океанического лова, развитию марикультуры и промысла недоиспользуемых нетрадиционных видов гидробионтов в интересах рационализации и повышения эффективности регионального рыбопромышленного комплекса на принципах предосторожного подхода и перехода к модели устойчивого развития и управления водными биоресурсами;

• схемы создания и развития сети рыбодобывающих и рыбоводческих, перерабатывающих и сбытовых предприятий на территории региона;

• пакет рекомендаций по развитию биоиндустрии, а также активизации использования морских генетических ресурсов, разработке технологии получения полезной продукции из отходов базовых рыбоперерабатывающих производств, а также из неиспользуемых или нетрадиционных видов гидробионтов (в том числе биоактивных веществ, ферментативных белковых гидролизатов, лекарственных лечебно-профилактических средств и т.д.);

• предложения по созданию сети специализированных центров трансфера морских генетических и биотехнологий, а также предприятий по производству инновационной биопродукции с особым акцентом на обеспечение конкурентных преимуществ ее реализации на мировых рынках;

• системы мероприятий по интенсификации разведки и разработки месторождений минеральных и энергетических ресурсов на континентальном шельфе с их первичной или глубокой переработкой;

• региональные стратегии адаптации морской деятельности к глобальным климатическим изменениям, включая механизмы вовлечения в хозяйственное использование нетрадиционных источников энергии, а также перечень приоритетных инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности, внедрение альтернативных источников энергии морского происхождения (в том числе приливных электростанций с применением гидротурбин ортогонального типа, ветропарков, прибрежных и океанических ветровых установок с внедрением спар-буев, оффшорных плавучих ветряных генераторов, волновых электростанций, экспериментальных установок на основе использования температурного градиента океанской воды и плавучих гидротермических электростанций, осмотических электростанций, а также внедрение технологий производства биотоплива из морских водорослей и т.д.), диверсификацию и использование экологически совместимых видов морепользования, создание мобильных, надежных, безопасных экономически эффективных энергосистем для удаленных и изолированных районов с децентрализованной энергосистемой на базе плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС);

• программы целесообразной интенсификации научных исследований в прилегающих к региону акваториях Мирового океана;

• систему мер обеспечения безопасности Российской Федерации с морских направлений, реализации суверенитета, суверенных прав и экономических интересов нашей страны и региона во внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в открытом море, а также развития военно-морского потенциала и его конверсионных возможностей;

• программы развития регионального кораблестроительного и судоремонтного комплекса, направленные на диверсификацию производимых операций и расширение спектра потребителей, в том числе за счет иностранных судоходных компаний;

• научное обоснование приоритетных направлений международного и межрегионального сотрудничества, а также перспективных проектов в области морской деятельности, в том числе направленных на обеспечение российского присутствия в ключевых районах Мирового океана, Арктики и Антарктики, включая блок рекомендаций по международно-правовому отстаиванию интересов Российской Федерации и региона в прилегающих акваториях;

• пакет природоохранных мер;

• обоснования перспективных и конкурентоспособных направлений развития морского туристско-рекреационного бизнеса на Камчатке, в том числе ориентированных на популяризацию морской деятельности и поддержание этноформирующих видов морепользования, включая разработку новых морских туристических маршрутов, продвижение инновационных и нестандартных турпродуктов и услуг;

• мероприятия по развитию элементов сервисной экономики морепользования на территории Камчатского края, совершенствованию обеспечивающих, обслуживающих, смежных и «шлейфовых» производств: гидрометеорология, информационные системы и сети и т.д.

• технико- и финансово-экономические обоснования, а также бизнес-планы совершенствования инфраструктуры региона;

• рекомендации по активизации социокультурной политики, направленной на наращивание человеческого капитала морехозяйственного комплекса Камчатского края и его обеспечение квалифицированными кадрами морских профессий, популяризацию инвестиционных проектов в области морской деятельности, создание специализированных кластеров и факторий в интересах поддержания этноформирующих видов морепользования, сохранения исконного уклада жизни коренных малочисленных народов и их традиционных промыслов, включая перечень приоритетных социальных и социокультурных проектов в морской деятельности;

• пакет предложений по совершенствованию социальной, кадровой, образовательной, демографической и миграционной политики с обеспечением условий для сохранения и подготовки специалистов в области морской деятельности;

• блок инновационных мер, внедрение которых позволит региону выйти на новую ступень социально-экономического и технологического развития, поднять уровень благосостояния населения, обеспечить рост занятости, осуществить перевооружение и диверсификацию промышленного производства с выходом на приемлемый уровень конкурентоспособности;

• выявление региональных точек роста, в которых целесообразно создание институтов инновационного развития: технопарков, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и т.д.;

• перечень инвестиционных предложений и проектов внедрения новых технологий и высокотехнологичных материалов в морепромышленный комплекс Камчатского края, обеспечивающих повышение его эффективности и конкурентоспособности.

Предлагаемый подход нацелен на комплексное развитие морехозяйственного потенциала в первую очередь Авачинской бухты и позволяет за счет повышения эффективности и рационализации основных видов морской деятельности обеспечить существенный рост экономики Камчатского края и повышение уровня благосостояния населения, формируя синергетическую систему хозяйственных отношений. Однако его реализация неизбежно столкнется с многочисленными трудностями, на преодоление которых может быть направлено опережающее развитие некоторых системообразующих, базовых отраслей региона (стратегических секторов и инфраструктур). Представляется, что в таком ракурсе отраслевое развитие отнюдь не противоречит концепции комплексности, а наоборот, содействует ей. Отраслевые срезы единой (интегральной) морехозяйственной политики, обладающие высоким мультипликативным эффектом, как раз и способны образовать собой ядро специализаций региона и стать локомотивом его комплексного развития.

далее»» 2.9.1. Основные направления опережающего развития системообразующих отраслей морехозяйственного комплекса Камчатского края

Содержание

Все статьи