2.9.1. Основные направления опережающего развития системообразующих отраслей морехозяйственного комплекса Камчатского края

Системная проблема снятия инфраструктурных ограничений роста диктует необходимость опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктур Камчатского края, поскольку ее эффективное решение обеспечивается реализацией проектов перевода электроэнергетики на местные виды энергоресурсов, а также устранением барьеров в использовании транзитного потенциала Камчатского полуострова и ростом транспортной доступности населенных пунктов. Необходимость опережающего развития транспортной инфраструктуры Камчатского края обусловлена тем, что по своей природе транспортные системы должны быть избыточны, использоваться не на пределе своей номинальной мощности. В противном случае возникают дополнительные издержки для пользователей, связанные с ожиданием в очередях на обслуживание (заторы), снижением уровня сервиса, удобства и скорости перемещения. Владелец объекта транспортной инфраструктуры также несет в этом случае дополнительные (предельные) эксплуатационные издержки, связанные с ускоренным износом сооружений. Среди основных направлений развития транспорта, согласно Стратегии развития транспортной инфраструктуры Камчатского края до 2025 года, выделяются:

1) рост транспортной доступности, обобщающий инвестиционные мероприятия и проекты развития регионального транспортного комплекса, которые направлены на создание новых межмуниципальных, региональных и межрегиональных транспортных маршрутов или совершенствование действующих, повышение регулярности перевозок и частоты рейсов, выравнивание транспортной обеспеченности в территориальном разрезе;

2) использование транзитного потенциала, включающее мероприятия, реализация которых позволит привлечь существующие или планируемые в будущем транзитные грузовые и пассажирские потоки, в силу выгодности географического положения региона.

Как показал ретроспективный анализ тенденций развития отечественных и зарубежных портов схожей специализации, мощный импульс их развитию придала прокладка железной дороги. Соответствующими стратегическими решениями в перспективе до 2030 года предполагается строительство железнодорожной линии «Елизово – Омсукчан» и далее. В этой связи также резко актуализируется подключение Камчатского края к мегапроекту ТКМ. Перспективные инвестиционные площадки в области морского транспорта будут намечены ниже.

Поскольку основным узким местом реализации масштабных межведомственных морехозяйственных мероприятий выступают ограничения в сфере энергетики и энергообеспечения, то первоочередное стратегическое направление отраслевого опережающего развития в рамках комплексного подхода связано с обеспечением стабильного снабжения Камчатского края электроэнергией (в том числе морского происхождения) по доступным ценам, что жизненно необходимо изолированной энергосистеме полуострова, работа которой однозначно должна базироваться на использовании внутренних источников. В настоящее время регион на две трети использует привозное топливо, а энерготариф примерно в три раза превышает среднероссийский. Выработки электроэнергии сегодня больше, чем наполовину обеспечиваются мазутом, который приходится завозить из других регионов, что приводит к росту тарифов на электроэнергию. Оптимизация структуры регионального топливно-энергетического комплекса может обеспечиваться реализацией проектов перевода электроэнергетики на местные энергоресурсы, среди которых ключевую роль играет стратегически важный магистральный газопровод из Соболевского района до Петропавловска, что позволит перевести камчатские ТЭЦ с мазута на газ и обеспечить частичную газификацию полуострова.

По программе газоснабжения полуострова уже давно осваиваются четыре газоконденсатных месторождения западного побережья – Кшукское, Нижне-Квакчикское, Средне-Кунжинское и Северо-Колпаковское. В перспективе здесь возможна добыча до 1,5 куб. м газа в год. Под этот проект уже несколько лет строится газопровод из Соболево до Петропавловска-Камчатского протяженностью 392 км и пропускной способностью до 1,3 млрд. куб. м в год. За счет этого камчатские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 можно будет перевести на газ, что позволит краю заместить около 570 тыс. тонн мазута, 165 тыс. тонн угля и 12 тыс. тонн дизельного топлива. В результате сократятся издержки, связанные с производством тепловой и электрической энергии, а также повысится надежность региональной энергосистемы.

Таким образом, наиболее перспективным инвестиционным проектом в этой сфере выступает «Газоснабжение Камчатского края. 1-я очередь- газоснабжение г. Петропавловска-Камчатского». Его основная цель заключается:

в замене большей части завозного топлива (уголь, мазут, дизельное топливо) на местные экологически чистые энергоносители;

в создании надежного и устойчивого энергетического обеспечения промышленного производства и социальной инфраструктуры;

в формировании дополнительных возможностей для развития новых (горнодобывающая промышленность, туризм) и традиционных (судоремонт, рыбная промышленность) отраслей экономики региона и др.

Для его реализации необходимо также создание системы газораспределения, а именно межпоселковых трубопроводов и газораспределительных сетей к объектам потребления с объемом финансирования в 3500 млн. руб.

Вместе с тем, роль этого объекта в развитии экономики края не ограничивается лишь энергоснабжением Петропавловска-Камчатского. Охотское море относится к наиболее перспективным районам, в которых могут быть открыты крупные шельфовые месторождения углеводородов. В ближайшее здесь время планируется разработка месторождений «Камчатка-1» и «Камчатка-2», оценочные запасы которого составляют около 1 млрд. 800 млн. тонн нефти и 2 трлн. куб. м газа. По полученным на сегодняшний день данным, проект освоения углеводородов Западно-Камчатского шельфа Охотского моря сопоставим или даже превзойдет «Сахалин-1» и «Сахалин-2», что позволяет также рассматривать последовательное изучение и освоение новых месторождений, имеющих потенциальные долгосрочные экономические преимущества, среди отраслевых, но одновременно комплексоформирующих приоритетов опережающего развития региона.

Таким образом, в свете разработки углеводородных месторождений Западно-Камчатского шельфа и строительства газопровода из Соболевского района в Петропавловск-Камчатский перед последним открывается уникальная возможность стать основным пунктом вывоза добытого природного газа, как на внутренние, так и на зарубежные рынки, спрос на которых будет иметь тенденцию к росту. В связи с этим необходимо уже сейчас прорабатывать вопрос о возможном строительстве, например, на территории порта завода по производству сжиженного природного газа, а также газового терминала, чтобы успеть ввести их в эксплуатацию к моменту оборудования месторождений к промышленной добыче.

Еще одним способом решить проблему энергообеспечения производственных мощностей и населенных пунктов Авачинской бухты может стать, строительство ПАТЭС в г. Вилючинск. Поскольку при сосредоточении значительного количества крупных потребителей электроэнергии в прибрежной зоне, их применение становится наиболее перспективным вариантом решения вопроса обеспечения надежного и эффективного энергообеспечения. Предварительный анализ эффективности атомных станций малой и средней мощности (к числу наиболее перспективных проектов в этой области относятся ПАТЭС) показывает их высокую конкурентоспособность по сравнению с традиционными энергоисточниками в отдельных районах России, даже при наличии собственных энергоносителей. Появление экономически эффективных и надежных источников энергии создаст предпосылки развитию энергоемких производств региона, обеспечивающих и смежных предприятий морехозяйственного комплекса, освоению его минерально-сырьевой базы и прилегающего континентального шельфа.

Также решению энергетических проблем края будет способствовать использование ее уникального природного потенциала – неисчерпаемых источников энергии (морехозяйственным блоком Стратегии предусматривается доведение ее доли в общем энергообеспечении края к 2025 году до 30%, подробнее см. приложение 4), к наиболее перспективным из которых в регионе относится геотермальная. Уже сейчас четверть вырабатываемого на полуострове электричества – вулканической природы. Это стало возможным благодаря введению в эксплуатацию в 2003 г. Мутновской геотермальной электростанции (ГеоЭС). Ее мощность – 50 МВт. По данным ФГУП «Технопромэкспорт» (генподрядчика строительства), она вошла в десятку самых мощных ГеоЭС в мире.

далее»» 2.9.2. Создание биоресурсного кластера

Содержание

Все статьи