2.9.4. Создание единой системы морского транспортного сообщения Камчатского края

Ведущее место в осуществлении внешних грузопотоков на Камчатке принадлежит морскому транспорту и портам, которые обеспечивают около 70% всего грузооборота края. При этом в последние 12 лет морские перевозки собственным транспортом в крае сократились почти в двадцать раз и обеспечиваются в основном судами ПМП и ДВМП. Спад общей экономической активности в стране и в регионе, переориентация значительной части внешних грузопотоков на иностранные порты, естественно, снизили потребности в транспортных услугах. Низкий спрос на транспортно-логистические услуги – основная проблема транспортного комплекса Камчатки. С другой стороны, высокий удельный вес транспортных затрат в стоимости всех видов производимой в крае продукции во многом тормозит развитие производства.

При этом морской, авиационный, автомобильный и находящийся в стадии становления трубопроводный транспорт не конкурируют друг с другом, поскольку занимают собственные транспортные ниши. Морской транспорт осуществляет преимущественно внешние и внутренние грузоперевозки. Авиационный – внешний и внутренний пассажиропотоки. Автомобильный – из-за неразвитости дорожной сети – перевозки грузов и пассажиров в пределах населенных пунктов и внутрирайонные перевозки.

Самой рациональной схемой фидерной развозки грузов будет последовательная схема с «юга на север и обратно». Учитывая значительную долю грузопотока западного побережья, идущего на Соболевский район (более 50%), а также его сравнительно небольшое удаление от Петропавловска-Камчатского (среднее расстояние 430 миль), целесообразно выделить завоз грузов в его портопункты отдельной линией с целью сокращения потребного количества судов. Годовой прямой грузопоток по западному побережью составляет 45210 т; по восточному (без угля п. Медвежки) – 29580 т. На сегодняшний день потребное количество судов грузоподъемностью 250 т для обслуживания грузопотока при последовательной схеме развозки составит по западному побережью – около 20 шт., по восточному – 10 шт.

Стратегией развития транспортной инфраструктуры Камчатского края до 2025 года предполагается:

на 1-м этапе

- проектирование и строительство морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском, что повысит привлекательность порта для туристов, в том числе иностранных;

- частичное обновление флота (приобретение судов различного типа для нужд порта и портопунктов), в том числе два грузопассажирских судна пассажировместимостью порядка 50 человек и грузоподъемностью 150-200 тонн для организации регулярных морских грузопассажирских линий;

- реконструкция портопунктов в п. Палана, с. Усть-Хайрюзово, с. Манилы, строительство причального пирса в с. Тиличики, благодаря чему будет обеспечено надежное (отвечающее всем современным требованиям) морское сообщение между населенными пунктами Камчатского края;

- проектирование и строительство системы управления движением судов на акватории Авачинской бухты;

на 2-ом этапе

- обновление флота (приобретение судов различного типа для нужд порта и портопунктов);

- реконструкция портопунктов в с. Оссора, с. Пахачи, с. Тиличики, с. Тигиль, с. Соболево, тем самым будет обеспечено надежное (отвечающее всем современным требованиям) морское сообщение между населенными пунктами Камчатского края.

В рамках развития морской транспортной сети Камчатского края предполагается строительство двух грузопассажирских судов (60 пассажирских мест, грузоподъемность 150 тонн) для работы на линиях порт Петропавловск-Камчатский – порт Северо-Курильск, портопункты Октябрьский – Соболево – Усть-Хайрюзово – Палана – Манилы – Октябрьский; реконструкция в 2010-2013 годах портопунктов Манилы, Палана, Усть-Хайрюзово, Тиличики; в 2015-2025 годах портопунктов Оссора, Пахачи, Тигиль, Соболево, Озерновский; модернизация подъемно-транспортной техники в портопунктах. При этом по мере развития системы автомобильных дорог она существенно подкрепит маршрутную сеть морских каботажных перевозок и может стать основой для паромной линии «Усть-Камчатск – Никольское».

Создание в Камчатском крае современной морской транспортной системы, способной удовлетворить потребности населения и региональной экономики в перевозках грузов и пассажиров. Решается социальная задача, стоящая перед органами исполнительной власти в части обеспечения и развития межмуниципальных перевозок пассажиров и грузов. Развитие морского пассажирского транспорта, как альтернативного воздушному, объективно улучшит условия для проживания в труднодоступных прибрежных и островных поселках Камчатки, повысит качество и уровень жизни населения, сделав более доступными учреждения здравоохранения, образования и культуры областного центра. Кроме того, формирующуюся в результате запланированных мероприятий единую сеть морских перевозок целесообразно дополнить амфибийными транспортными средствами (см. приложение 3).

далее»» 2.9.5. Создание сети модернизированных судоремонтных предприятий с расширением перечня услуг

Содержание

Все статьи