Часть 3. Приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти Камчатского края

3.1. Система мер государственного управления социально-экономическим развитием Камчатского края в соответствии с целевым сценарием Стратегии

Организация управления стратегическим развитием региона в соответствие с кластерной стратегией предполагает определенные организационно-структурные изменения в системе управления. В первую очередь речь идет о создании специальных структур отвечающих за развитие кластерных проектов. Из опыта проведения кластерной политики зарубежных стран и некоторых российских регионов (Калужская область, Саратовская область, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, город Санкт-Петербург, Самарская область) можно рекомендовать следующее (наиболее важное):

1. Создание «Агентства по координации кластерной политики» в Камчатском крае, отвечающего за осуществление организационно-исполнительской деятельности по созданию формальных кластерных структур, организацию и ведение всех взаимоотношений со стейкхолдерами (участниками кластера), осуществление всех контактов с инвесторами (с одной стороны) и ответственными ведомствами и органами власти (с другой стороны). Агентство создается от лица органов власти региона и является организатором, интегратором и координатором всей необходимой деятельности по развитию кластера (с наделением необходимыми полномочиями). Логика создания – как и в управлении проектами. По сути – это управляющая компания кластера.

2. Создание «Агентства по привлечению инвестиций» Камчатского края – структуры, ответственной за организацию финансирования кластера и проектов. Ведет необходимую деятельность по привлечению инвестиций, переговоры с частными и государственными структурами, отвечает за весь инвестиционный процесс, включая гарантии. Управляет проектом (кластерным) с позиции финансов.

3. Разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов по реализации кластерной политики в регионе. В первую очередь – это региональный закон «О кластерной политике в Камчатском крае». Проект закона, с учетом рекомендаций экспертов Евросоюза, РАГС и Минэкономразвития – разработан для Камчатского края (см. Приложение 1). Мировой опыт говорит о высокой эффективности поддержки кластерных инициатив с помощью механизмов частно-государственного партнерства. Проект концепции реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства в Камчатском крае, дан в приложении 2.

3.2. Интеграция стратегических приоритетов развития региона с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития Российской Федерации

Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края, общепризнанными принципами и нормами международного (в т.ч. морского) права, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года № 1662-р, Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г. № Пр-1440, Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. № Пр-1387, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, основных положений ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и с учетом отечественного и зарубежного опыта в морехозяйственной сфере жизнедеятельности государства.

Стратегия обеспечивает преемственность программных документов Камчатского края, увязывая их в единую систему, дополняет и развивает основные положения других утвержденных и одобренных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации общегосударственных решений: доктринальных, концептуальных, стратегических и программных. Стратегия учитывает в целом процесс становления концептуальной базы, определяющей конкурентоспособное развития регионов, а также основные направления государственной политики Российской Федерации, поэтому она формируется с учетом и в развитие положений действующих и разрабатываемых стратегических решений и концептуальных документов (в том числе):

- Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 04 февраля 1994 г. № 236);

- Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608);

- Концепции Федеральной целевой программы «Мировой океан» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. № 11);

- Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2000 г.);

- Военной доктрины Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706);

- Концепции судоходной политики Российской Федерации (одобрена на заседании Правительства Российской Федерации протоколом от 22 июля 2000 г. № 20, п. II);

- Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 09 сентября 2000 г. № Пр-1895);

- Экологической доктрины Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р);

- Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. №256-р);

- Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р);

- Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 909-р);

- Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2003 г. № 1265-р);

- Энергетической стратегии России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2003 г. № 1234-р);

- Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере на период до 2010 года (в целом одобрена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.);

- Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике протоколом от 15 февраля 2006 г. № 1);

- Концепции развития глубоководных сил и средств Российской Федерации на период до 2021 года (утверждена Президентом Российской Федерации 05 декабря 2006 года, Пр-2112);

- Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию (утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г.);

- Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (основные направления проекта одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 19 октября 2006 г., сама Стратегия утверждена приказом Министра промышленности и энергетики Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 354);

- Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена решением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г.);

- Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года Пр-1969) /в части развития СМП/;

- Транспортной стратегии Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р).

Кроме того, Стратегия увязана с основными параметрами корпоративных концепций, стратегий, долгосрочных и среднесрочных программ и планов, включая государственные институты развития (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Инвестиционный фонд Российской Федерации, Венчурный фонд Российской Федерации (ОАО «Российская венчурная компания»), ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» и т.д.). При ее разработке принимался во внимание опыт создания и имплементации аналогичных стратегических решений в других субъектах Российской Федерации, а также зарубежных моделей социально-экономического развития приморских территорий и ориентированных на интенсификацию морской деятельности экономик.

Все ограничения, связанные с системой исполнения Стратегии развития Камчатского края, могут быть сведены к пяти группам:

1. Регуляторы. (Недостаточное развитие правового обеспечения системы исполнения. Для активизации работ по приоритетным для Стратегии направлениям целесообразно подготовить регуляторы, обеспечивающие стимулирование участников или ограничивающие возможные негативные воздействия);

2. Коммуникации. (Недостаточное развитие. Для исключения системных ограничений целесообразно развивать коммуникации опережающими темпами по сравнению с остальными элементами системы);

3. Информация. (Недостаток, нерелевантность или неудачный формат получения.);

4. Организация. (Стратегические изменения требуют создания специальных организационных структур и решений, обеспечивающих наиболее сложные преобразования, процессы);

5. Компетенции. (Носителями компетенций являются люди. Стратегия требует существенной переподготовки многих специалистов и исполнителей. Обучение людей и обретение новых компетенций должно опережать планируемые стратегические изменения).

Содержание

Все статьи