4.2. Механизм реализации Стратегии

Ключевым принципом при построении механизма реализации Стратегии является принцип «баланса интересов», который подразумевает соблюдение интересов всех основных групп, участвующих в реализации Стратегии.

Механизм реализации Стратегии предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и непрямых методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, правовой и информационной поддержки. Для достижения заявленных программных целей будут использоваться:

- федеральные и краевые целевые программы;

- финансово-кредитные механизмы;

- система государственного и муниципального заказа;

- механизмы налогового и инвестиционного регулирования;

- системы стимулирования предпринимательской деятельности;

- частно-государственное партнерство.

Механизм реализации Стратегии включает следующие основные элементы:

- стратегическое планирование, прогнозирование и программирование;

- организационное воздействие;

- инструменты экономического воздействия;

- информационное воздействие;

- правовые методы воздействия;

- ресурсное обеспечение стратегии.

4.2.1. Стратегическое планирование, прогнозирование и программирование

В рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года был проведен комплексный анализ социально-экономического состояния региона, в соответствии с которым определены стратегические приоритеты и цели его социально-экономического развития.

Программа конкретизирует задачи исполнительных органов государственной власти Камчатского края и структурных подразделений Правительства Камчатского края на среднесрочный период, обеспечивается распределение ограниченных ресурсов по объемам и срокам выделения на достижение стратегических целей.

Прогнозирование учитывает изменение макроэкономических показателей и их влияние на процесс реализации программных мероприятий.

Процессы прогнозирования и программирования обеспечивают увязку достижения стратегических целей с бюджетным процессом, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить переход на систему бюджетирования, ориентированного на результат.

4.2.2. Организационные механизмы воздействия

Формирование высшим руководством исполнительной власти Камчатского края структуры для управления процессом реализации и корректировки Стратегии является одной из основных задач системы исполнения.

В рамках Стратегии предусматривается создание специализированных институтов, призванных усилить систему ее реализации, в том числе: «Агентство по привлечению инвестиций» Камчатского края и «Агентство по координации кластерной политики» в Камчатском крае.

«Агентство по привлечению инвестиций» Камчатского края – координатор инвестиционного обеспечения реализации кластерной политики в регионе и основная контактная структура для всех инвесторов участвующих в кластерных проектах. Агентство отвечает за привлечение внебюджетных инвестиций в экономику Камчатского края, в том числе реализуемых в рамках кластерной политики. Также, в функции Агентства целесообразно включить разработку бизнес-планов инвестпроектов, подготовку проектно-сметной документации, оценку эффективности проектов, взаимодействие с инвестиционными институтами. Такая централизация процесса поддержки и координации инвестиционной деятельности позволяет создать благоприятную среду для инвесторов и участников кластерных проектов.

«Агентство по координации кластерной политики» – координационный или совещательный орган в сфере организационно-структурной, правовой и информационной поддержки кластерной политики в Камчатском крае. Агентство отвечает за комплексную координацию кластерной политики, в том числе за решение финансовых задач, связанных с бюджетным финансированием.

4.2.3. Инструменты экономического воздействия

Реализация Стратегии предусматривает использование целевого финансирования конкретных мероприятий и проектов в рамках закупок и поставки продукции для государственных нужд и государственной поддержки, направленной на стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности. Государственная поддержка проектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством и включает следующие формы:

- предоставление в пределах компетенции органов государственной власти Камчатского края дополнительных льгот по налогам и изменение сроков уплаты налогов в части, зачисляемой в краевой бюджет;

- предоставление государственных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта инвестиционной деятельности, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;

- предоставление субсидий и субвенций для финансирования реализации инвестиционных проектов;

- предоставление бюджетных инвестиций;

- предоставление иных, нефинансовых форм поддержки, в том числе оказание информационной и консультационной помощи инвесторам.

Для успешной реализации Стратегии необходимо развивать все существующие механизмы привлечения внебюджетных средств: привлечение инвестиций в уставный капитал, акционирование и создание совместных предприятий, кредитование, лизинг, организацию публичных займов, использование залоговых инструментов и другие. Принципиальное значение имеет обобщение информации о доступных инвестиционных ресурсах из всех источников и планирование их эффективного использования для реализации приоритетных проектов при проведении кластерной политики. Особое внимание будет определено целевому привлечению средств инвесторов, в том числе зарубежных, и поиску стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве. Решение этих задач предполагается возложить на «Агентство по привлечению инвестиций».

4.2.4. Информационные механизмы воздействия

Большое значение для реализации Стратегии имеет ее информационно-коммуникационное обеспечение. С этой целью необходимо осуществление комплекса мер, направленных на:

- опережающую подготовку и свод инвестиционных проектов, бизнес-планов и проектно-сметной документации хозяйствующих субъектов в интересах потенциальных инвесторов;

- повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся в Камчатском крае возможностях для вложения средств, создание и ведение банка данных, организация активного продвижения региона через участие и организацию выставок, аукционов, в том числе через Интернет;

- помощь хозяйствующим субъектам (обучение, консультирование и др.) при разработке инвестиционной документации, стимулирование формирования системы профессионального сервиса (аудиторских, консалтинговых, юридических и рекламных компаний), которая является важнейшим элементом деловой инфраструктуры (бизнес-среды).

Кроме того, информационная поддержка должна быть предоставлена организациям по сотрудничеству (отраслевым ассоциациям, деловым союзам и пр.). Решение этих задач предполагается возложить на «Агентство по координации кластерной политики».

4.2.5. Правовые механизмы воздействия

Основным правовым механизмом реализации Стратегии является целеориентированное и скоординированное применение действующих нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также разработка и совершенствование правовых актов Камчатского края формирующих правовую среду для проведения кластерной политики и эффективного применения механизмов государственно-частного партнерства.

Нормативная правовая база Стратегии призвана обеспечить рост деловой и инвестиционной активности в регионе, а также регулировать отношения федеральных, краевых и муниципальных органов власти, хозяйствующих субъектов, заказчиков и исполнителей мероприятий Стратегии.

В состав Стратегии включены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы края.

План совершенствования нормативно-правовой базы необходимо ежегодно уточнять и корректировать с учетом результатов мониторинга исполнения Стратегии.

Принципиальное значение имеет принятие региональных законов, формирующих институциональную среду для проведения кластерной политики в крае: Закон Камчатского края «О кластерной политике в Камчатском крае» и «Концепция реализации в Камчатском крае проектов государственно-частного партнерства».

4.2.6. Ресурсное обеспечение стратегии

Основными источниками средств реализации Стратегии являются[38]:

- средства федерального бюджета;

- средства краевого бюджета;

- средства местных бюджетов;

- внебюджетные средства.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии (базовый сценарий) за счет всех источников финансирования на 2010 – 2025 годы, составляет 317,05 млрд. руб. Основным источником средств являются федеральные ресурсы и внебюджетные средства, которые составляют 313,2 млрд. руб. или 98% от всего объема финансирования за указанный период. Средства федерального бюджета планируются в объеме 154,58 млрд. руб. на 2010 – 2025 годы. Объем и структура источников затрат на реализацию мероприятий и проектов Стратегии приведены в таблице 18 (раздел 5.2.).

Первоочередное расходование ресурсов будет осуществляться на реализацию непроектных мероприятий и проектов, подтвержденных финансированием из краевого бюджета, которые отбираются исходя из критериев их реализуемости и эффективности. Проекты разделены на 3 группы: бизнес-проекты, инфраструктурные и социальные проекты.

38. Подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов соответствующих бюджетов, исходя из их возможностей.

Содержание

Все статьи