5.2. Рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития Камчатского края

Показатели (индикаторы) по сценариям развития согласно Стратегии

При реализации сценария инерционного развития сохранится концентрация экономической активности в г. Петропавловске-Камчатском при усилении поляризации между городами и остальными территориями. Сформируются региональные зоны опережающего развития: агломерация Авачинской бухты с выходом на районы, прилегающие вдоль рек и автодорог, районные центры с ближайшими территориями; рыбодобывающие районы; возможно формирование нового крупного населенного пункта в районе строительства предприятий по сжижению газа, обслуживанию платформ и портовой деятельности в зоне перспективной газодобычи на шельфе. Наряду с районом агломерации Авачинской бухты наиболее высоких темпов роста сможет достичь район перспективной газодобычи на шельфе. В целом прогноз роста социально-экономических показателей (индикаторов), в том числе ВРП, при реализации данного сценария – 8 – 12% /год.

Сценарий энерго-сырьевого развития характеризуется теми же региональными тенденциями, что и инерционный сценарий. Реализация в его рамках системы крупных проектов и программ по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры придаст социально-экономическому развитию более динамичный характер и снизит риски и издержки, связанные с энергообеспечением.

При этом реализуются следующие направления опережающего регионального развития: формирование новой территориально-производственной кооперации (в перспективе – кластеров энерго-сырьевой специализации) (уголь, цветные металлы); развитие новых зон добычи полезных ископаемых на основе активизации геолого-разведывательных работ; реализация крупных проектов и программ на шельфе, связанных с освоением зон перспективной газодобычи на шельфе и прилегающих к нему территорий.

Регионы агломерации Авачинской бухты получат импульс опережающего развития. В целом прогноз опережающего роста социально-экономических показателей (индикаторов), в том числе ВРП, при реализации данного сценария – 12 – 15%/ год.

Сценарий инновационного развития на основе кластерной политики характеризуется монополярностью точек роста. Конфигурация пространственного развития не становится более разнообразной и привязана к зоне Авачинской бухты со сложившимся коммуникационным, портовым и производственным, энерго-сырьевым и финансовым потенциалам развития. Появление новых возможностей инновационного роста не повлияют радикально на пространственное развитие Камчатского края. Важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городской агломерации, связанный с реализацией проектов и программ строительства нового крупного портового комплекса, ремонтных производств, инфраструктурных предприятий обслуживающих большие транспортные потоки, новых энергомощностей, мультимодального логистического центра и информационного узла, объектов финансовой, юридической, страховой, медицинской, образовательной и инновационной инфраструктуры.

Импульс опережающего развития получат территории края, где активно формируются и развиваются кластеры на основе активной инновационной политики региона. В их числе: морехозяйственный кластер, транспортно-логистический кластер, рекреационно-туристский кластер, кластер ряда перерабатывающих производств.

В целом прогноз опережающего роста социально-экономических показателей (индикаторов), в том числе ВРП, при реализации данного сценария – 15 – 25% /год, начиная с 2015 года.

Таблица 17. Показатели (индикаторы) социально-экономического развития Камчатского края согласно Стратегии [39]

Показатели (индикаторы) Годы
2010 2015 2020 2025
1. По сценарию инерционного развития
Объем валового регионального продукта, млрд. руб. 99,9 208,1 349,58 506,43
Структура произведенного ВРП, %        
- всего 100 100 100 100
- промышленность 39,6 39,1 38,3 37,6
- строительство 8,48 12,4 13,6 13,5
- сельское хозяйство 7,01 7,04 6,8 6,6
- транспорт 7,1 6,6 6,2 5,9
- прочие 37,81 34,86 35,1 36,4
Инвестиции в основной капитал        
- млрд. руб. 24,9 40,18 70,24 109,66
- % ВРП 25 19,31 20,1 21,65
Доходы консолидированного бюджета края, млрд. руб. 47,1 54,97 88,52 142,57
Расходы консолидированного бюджета края, млрд. руб. 50,7 62,58 100,79 162,33
Численность постоянного населения, тыс. чел. 341,6 363,6 402 440
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 185,2 209,1 231,2 253
2. По сценарию энерго-сырьевого развития
Объем валового регионального продукта, млрд. руб. 99,9 208,1 418,56 841,88
Структура произведенного ВРП, %        
- всего 100 100 100 100
- промышленность 39,6 40,1 41,3 41,6
- строительство 8,48 12,4 13,6 13,5
- сельское хозяйство 7,01 7,04 6,8 6,6
- транспорт 7,1 7,5 7,6 8
- прочие 37,81 32,96 30,7 30,3
Инвестиции в основной капитал        
- млрд. руб. 24,9 75,12 151,1 303,9
- % ВРП 25 36,1 36,1 36,1
Доходы консолидированного бюджета края, млрд. руб. 47,1 68,64 138,07 277,72
Расходы консолидированного бюджета края, млрд. руб. 50,7 78,16 137,21 276,21
Численность постоянного населения, тыс. чел. 341,6 363,6 430 460
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 185,2 209,1 322,5 345
3. По сценарию инновационного развития на основе кластерной политики
Объем валового регионального продукта, млрд. руб. 99,9 208,1 517,82 1288,5
Структура произведенного ВРП, %        
- всего 100 100 100 100
- промышленность 39,6 40,1 43 46
- строительство 8,48 12,4 15 18,5
- сельское хозяйство 7,01 7,04 7,8 7,6
- транспорт 7,1 7,5 9,2 14
- прочие 37,81 32,96 25 13,9
Инвестиции в основной капитал        
- млрд. руб. 24,9 92,94 231,26 515,4
- % ВРП 25 44,66 44,66 40
Доходы консолидированного бюджета края, млрд. руб. 47,1 84,93 317,86 525,84
Расходы консолидированного бюджета края, млрд. руб. 50,7 96,7 314,61 520,46
Численность постоянного населения, тыс. чел. 341,6 363,6 450 545,4
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 185,2 209,1 337,5 409,05

В сопоставлении с уровнем 2010 года объем ВРП в случае реализации мероприятий по сценарию инновационного развития на основе кластерной политики согласно Стратегии в 2020 году увеличится в 4,4 раза, в 2025 году превысит его почти в 11 раз.

Важное влияние на динамику производства окажут отрасли системообразующего комплекса и новые кластеры. Такие региональные хозяйственные подсистемы как модернизируемый морехозяйственный комплекс и переживающий стадию становления и развития горнопромышленный комплекс сформируют более 2/3 прироста ВРП.

Осуществление структурной, инвестиционной, инновационной политики с учетом государственно-частного партнерства будет способствовать повышению доли добавленной стоимости в валовом выпуске. В целом реализация потенциала зон опережающего развития Камчатского края позволит экономике во всей долгосрочной перспективе обеспечивать стабильный экономический рост.

Для достижения поставленных целей органы региональной власти должны сосредоточить усилия на следующих направлениях:

первое – проведение активной иммиграционной политики (привлечение отечественной и иностранной рабочей силы);

второе – формирование и реализация индустриально-инновационной политики, базирующейся на кластерном подходе (разработка механизмов и инструментов поддержки приоритетных отраслей и производственных комплексов в формате кластеров региональной экономики);

третье – переход от политики социальной защиты к политике социального развития;

четвертое – формирование предпосылок постиндустриальной экономики.

Темпы экономического роста определяются объемом инвестиций в воспроизводство основных производственных фондов, в развитие человеческого капитала и в социальную инфраструктуру. Для поддержания намеченных темпов необходимо ежегодно привлекать в край и осваивать инвестиции в объеме не менее 30 – 35% от ВРП, что в 2025 году по Стратегии согласно сценарию инновационного развития на основе кластерной политики должно составить около 515,4 млн. руб.

Указанный объем инвестиций может быть достигнут при активизации использования их основных источников:

- государственных и муниципальных инвестиций в рамках целевых программ развития (до 15% общего объема);

- иностранные инвестиции (до 15%);

- собственные инвестиции хозяйствующих субъектов (амортизация и прибыль) (до 40%);

- заемные ресурсы (до 20%);

- финансовые ресурсы населения (до 10%).

Структура, объем, и источники ресурсного обеспечения мероприятий по сценарию инновационного развития на основе кластерной политики в соответствии со Стратегией представлены на рис. 43, в табл. 18.

Рисунок 43. Структура, объем и источники ресурсного обеспечения мероприятий по сценарию инновационного развития

Рисунок 43. Структура, объем и источники ресурсного обеспечения мероприятий по сценарию инновационного развития

Таблица 18. Объем и источники финансирования мероприятий согласно Стратегии по сценарию инновационного развития на основе кластерной политики

...

Таблица 19. Участие Камчатского края в реализации мероприятий федеральных целевых программ (далее – ФЦП)

Скачать таблицы 18-19 в формате .doc [37]

39. С учетом данных в соответствии с проектом прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, подготовленного Минрегионом России.

Содержание

Все статьи